Форум Филателистов (тематическая филателия) / ФилФорум - Инфо / Филателия +18

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Древнерусскогоe государствo

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Древнерусскогоe государствo

http://s5.uploads.ru/t/YLFah.jpg



http://s4.uploads.ru/t/l5RL3.jpg


Русь - средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей.
Процесс образования  Древнерусского государства был непростым и продолжительным по времени.На  протя­жении  всего X в. и  в  начале XI в. Русь была далеко неоднородным государственным образованием. Она представляла собой объединение различных кня­жеств, общим главой которых был киевский князь, выхо­дец из «рода русского». Позднее киевский князь полу­чит титул «великого князя». т.е. главного среди других князей...


http://everythingaboutrussia.ru/istorij … vskaja-rus

2

Зачем киевские наци хотят "отжать" Киевскую Русь?


http://i58.fastpic.ru/big/2015/0504/ed/53f396509ecef541d8f8f00ace41d5ed.jpg        http://i58.fastpic.ru/big/2015/0504/3a/fc268407b26637a8bf3a423ff2dd4e3a.jpg

Истерии вокруг попыток возвести историю Украины к Древнерусскому государству, трипольской культуре и палеолитическим охотникам на мамонтов - уже не первый год. И ее можно было бы воспринимать с юмором, но в последнее время в свете всем известных событий в Киеве доктрина "приватизации" наследия Руси стала превращаться в мощное информационное оружие. Делается это парадоксально. С одной стороны, украинцы пытаются объявить себя единственными наследниками древнего Киева, а с другой - сами отвергают это наследие и отказываются от шанса стать "новой Русью".

На днях в украинской и российской либеральной блогосфере разлетелась откровенно глупая, но смешная инфографика.

http://i57.fastpic.ru/big/2015/0504/aa/4ef619bd3ef868e5be9fa0f4c927afaa.jpg

Это можно было бы воспринимать, как анекдот, если бы подобная бульварная псевдоисторическая попса не оказывала бы столь сильного влияния на умы людей, не имеющих серьезной исторической базы. Этот продукт информационной войны заставил меня задуматься над тем, как отчаянно современные украинские националисты и евроинтеграторы пытаются украсть внешнюю атрибутику Руси, отвергая ее внутреннее содержание. А ведь у современной Украины был уже неоднократно шанс стать "новой Русью", но она его хоронит с отчаянным упорством...

В школьных и вузовских учебниках Украины "Киевская Русь" обозначается однозначно, как период существования "Украинского государства".  Ранние Рюриковичи - как "правители Украины". Показательно, что "Киевской Русью" назвали сегодня даже одно из карательных подразделений украинской армии - киевский батальон территориальной обороны, преобразованный затем в 11-й отдельный мотопехотный батальон.

Давайте разберемся со всем этим абсурдом по пунктам.

Русь не Киевская

Во-первых, веселая составляющая. Сам термин "Киевская Русь"  - чистой воды новодел, и используя его, украинские националисты, сами того не зная, прославляют... ненавидимого ими Иосифа Сталина! Государство называлось Русь. Иногда во внешних источниках его могли назвать и Росией, Рутенией. Куябия упоминается в арабских источниках около 920 года, но не как название Русского государства, а как один из трех центров русов, наряду с Арсанией и Славией.  Сам термин же "Киевская Русь" изобретает в 19 веке российский историк Сергей Соловьев - правда, в совсем другом, узком значении - не применительно к Руси в целом, в собственно к Киевскому княжеству, в противовес Черниговскому и т.п. В конце 19 - начале 20 века некоторые историки используют этот термин для обозначения периода существования Древнерусского государства (до начала раздробленности). В начале 20 века о Киевском государстве говорит Грушевский, но термином "Киевская Русь" конкретно он не пользуется - во всяком случае, мне такого не встречалось. Зато термин "Киевская Русь" начал широко использоваться в учебниках истории, издаваемых с 1934 года по команде Сталина. Поэтому в устах украинских "свидомых" националистов он звучит... гм... забавно.

Во-вторых, давайте разберемся с наследием. Государство как таковое возникло в 9 веке путем симбиоза местных славянских и финно-угорских народов с "Русью". Что это была за Русь - до сих пор идут споры. Существует три основных версии. Первые две близки, третья стоит особняком. Первая: это одна из местных славянских народностей (возможно, славянские выходцы из Прибалтики). Вторая: это славянизированная иранская народность, потомки сарматов (на это наводит в частности схожесть с этнонимом роксоланы). Третье: это выходцы из Скандинавии. Сегодня все более популярной становится вторая версия. Эта русь явно была или очень близка по культуре местному населению, или очень малочисленна, так как решающего влияния на изменение местной культуры не оказала, радикально повлияв лишь политически. Правящая династия в любом случае пришла с севера, с земель, которые к территориям современной Украины не имеют никакого отношения. Жили ли ее предки на севере изначально, или это был этакий крюк - об этом, боюсь, мы узнаем нескоро. Если вообще узнаем.

Государство, пережив ряд злоключений, связанных, в частности, с сложными отношениями и с Хазарией, и с независимыми (полузависимыми) славянскими народами, цементируется при Святославе и Владимире. Владимир делает важнейший цивилизационный выбор, принимая христианство "греческого обряда", Православие. Симбиоз Православия с местными русскими традициями и обычаями и породит в будущем отдельную цивилизацию, которую историки и политологи будут называть то "православно-славянской", то "евразийской".

Подчеркнем особо: Владимир прекрасно осознавал "инакость" и Руси, и Византии от цивилизации европейской, католической. Восточное и западное христианство уже стремительно расходились, образовывая принципиально разные культурные традиции. Уже через несколько десятилетий они порвали отношения окончательно. Поэтому называть Русь "европейским государством" - в корне неверно. "Европейскость" того времени подразумевала католицизм и принципиально другой "культурный код". Важнейшим моментом в дальнейшем развитии Руси стало близкое взаимодействие со степью. Украинские наци, кричащие о "московской орде" забывают о том, как переходили "под руку" еще киевских князей целые тюркские народы, и о многочисленных междинастических браках с Востоком. Мы с грустью читаем "Слово о полку Игореве", но забываем, что Игорь Святославович по факту был в плену у своих родственников. Его сын Владимир женился на дочери Кончака. А матерью Игоря, по одной из версий, была половецкая жена Святослава...

Русь времен Ярослава - отличающееся от Европы, но не уступающее европейским государствам того времени политическое явление. Киев был сопоставим по населению с крупнейшими городами Европы. В городе было около 400 церквей и 8 рынков. Породниться с Рюриковичами считалось за честь для правителей, как с запада, так и с востока.

Киев как символ

Но с 11 века на Руси ощущаются центробежные тенденции, начинается распад государства. Во второй четверти 12 века оно перестает существовать как единое политико-правовое целое. Территории бывшего единого государства объединяют общая династия, культура, язык, история. Но политически у каждого княжества есть суверенитет. Киев постепенно становится "первым среди равных", что позволяет некоторым историкам говорить о существовании некоей "федерации" или "конфедерации" (что, впрочем, очень неоднозначно). Если в 10 веке имела место первая волна миграции славян из южнорусских земель на север, то в 12 - 13 веках происходит вторая, более массовая - в Ростовско-Суздальскую землю. Северные и восточные княжества становятся более мощными в военно-политическом и экономическом плане, чем хиреющие юго-западные. К этому моменту северо-восток не был какой-то "периферией", "колонией", "владением" Киева, как это пытаются изобразить некоторые украинские националисты. Это были самостоятельные равноценные политические субъекты, более успешные на тот момент, чем княжества среднего Поднепровья. К моменту прихода монголов Киев уже ослаб и имел больше символическое значение. Поэтому разговоры по поводу того, что "да если бы не было монголов, то мы бы..." не имеют под собой никакой реальной почвы.

Но после прихода монголов действительно кое-что изменилось. Князья Ярослав и Александр вынуждены были останавливать на севере агрессию европейского католического рыцарства, ведшего геноцид славянского и балтского населения. И для этого договорились о сотрудничестве с монголами, которые не помышляли о геноциде славян или о лишении их культурной идентичности.

Крупнейшим же центром юго-западных русских земель в 13 - 14 веках становится Галицко-Волынское княжество. Но "многовекторная" политика не доводит его до добра. Его князья (тоже Рюриковичи) то были под монголами, то заключали союзы: с Польшей, Тевтонским орденом, Литвой. То были православными, то заявляли о готовности стать католиками, то занимались "протоуниатством", содействуя объединению православия с католицизмом. Северо-западные соседи постепенно "откусывали" от его территории кусок за куском. К концу 14 века Галицко-Волынское княжество окончательно перестало существовать, а его земли оказались поделены между Литвой и Польшей. Потомки русов на этих территориях полностью утратили этнополитический суверенитет и начали, как сейчас бы сказали,"евроинтеграцию". Если сначала на территориях Великого княжества литовского существовал лояльный (насколько он мог быть лояльным в Средние века) режим, то по мере "интеграции" Литвы и Польши в единое государство местному населению становилось все хуже. Процесс политического объединения Литвы и Польши завершился в 1569 году. Самостоятельность русского населения уже никого не устраивала - местные феодалы стали его закрепощать. А русский язык, обычаи и, самое главное, Православная церковь как социальный институт - помогали русскому населению консолидироваться для противостояния этому процессу.

В 1596 году с помощью Унии попытались покончить с местным Православием, но эта попытка наткнулась на жесточайшее противодействие, имея относительный успех только на территориях современной Западной Украины. Жителей же современной Центральной  и частично Восточной Украины решили ломать силой. Начались жесточайшие репрессии, принуждение русских православных работать на "пана" по 6 дней в неделю и лишь один - в воскресенье - на себя, массовые казни, пытки: сдирание кожи, подвешивание на крюках, изнасилования. А параллельно - спаивание. В общем, практически классический геноцид. Центром сопротивления стало казачество. Когда точно оно возникло - никто наверняка не знает, многие - предполагают, что еще во времена Руси. Но в этот период к казакам массово побежало русское православное население с земель Речи Посполитой. Казачество на глазах становилось все более грозной силой. В первой половине 17 века происходит ряд масштабных восстаний - предвестников войны Богдана Хмельницкого.

Центр смещается

А что же на Северо-Востоке? Там, в отличие от Юго-Запада, еще долго сохранялась правящая династия Рюриковичей. А даже после ее пресечения, русским удалось отстоять свой суверенитет (путем народного восстания против поляков) и выбрать правителя из своей "национальной элиты". После периода раздробленности начинаются процессы централизации. В 15 веке создается Русское централизованное государство, прервавшее уже даже формальные отношения вассалитета с татаро-монголами. Важным символическим моментом является тот факт, что на Северо-Восток переходит и духовный, религиозный центр. В 1299 году митрополит Киевский переезжает во Владимир-на-Клязьме, а в 1325 - в Москву.

По сути, и в политико-правовом смысле (династия), и в духовном (митрополия) именно Москва оказывается наследником Древнерусского государства - Руси. И именно Русское государство является единственным политическим объединением, где потомки русичей сохранили суверенитет. Кстати, часть территории современной Украины (Харьковщины, Черниговщины и т.п.) оказались именно под суверенитетом Московского государства, и к политическим процессам, которые принято называть украинскими, долгое время никакого отношения не имели.

В середине 17 века издевательства над православным русским населением в Речи Посполитой довели все до логического конца. Началось масштабное народное восстание, поддержанное казаками. Но когда желаемая независимость была получена, местное население осознало, что удержать ее самостоятельно невозможно. Поэтому Хмельницкий воспользовался единственной возможностью жить в государстве, в котором русские люди обладали суверенитетом - и объявил о воссоединении земель Войска Запорожского (не Украины!) с Россией.

Страна "у края"

История термина же "Украина" и вопроса этнических различий и сходств русских и украинцев - достойна отдельного повествования. Если коротко, то, хоть термин этот и использовался впервые еще в 12 веке - но был именем нарицательным, не имеющим никакой этнической или государственной окраски. Лишь в 19 веке он стал искусственно использоваться отдельными представителями "креативного класса" в этническом контексте. Даже человек, которого по факту сделали "символом украинства" - Тарас Шевченко, хотя много говорит об "Украине", этнический термин "украинец" не упомянул ни разу!  Таким образом мы можем говорить об этнокультурной общности русских и украинцев, которая была разорвана сугубо политически только в 20 веке. Но, повторюсь, это тема для совершенно отдельного повествования.

Что мы имеем по факту? В 13 - 14 веках элиты юго-западных земель Руси уже предприняли попытку заигрывания с Западом, которая привела к утрате их населением суверенитета и долгим страданиям. Выйдя в 1991 году из состава СССР, Украина могла попытаться создать некий независимый в этническом и культурном плане проект, который был бы продолжателем традиций Руси. Но вместо этого началась некая неуклюжая "евроинтеграция", сопровождающаяся утратой той самой "идентификации Руси". В России, впрочем, в 90-е годы тоже происходили похожие процессы, но в начале 2000-х их преодолели. Россия стала возвращаться на свои родные политические, этнические, "цивилизационные" рельсы. А с Украиной произошло - страшное. После невнятных многовекторных "топтаний" Януковича, ее сейчас разворачивают на полную и жесткую ликвидацию своей традиционной идентичности, в деструктивный антироссийский, а значит - и антирусский проект. Надеюсь, этот губительный процесс еще не поздно остановить...

И да. Об инфографике. Киевской Руси - НЕ БЫЛО, ее придумали при Иосифе Виссарионовиче Сталине. Была просто РУСЬ. Князья были РУССКИМИ, династия которых Киев ПОКОРИЛА. Христианство на Руси распространилось не из Киева, простите, а из Византии - синхронно по всей территории. РУССКИЕ были уже тогда, когда украинцев еще тысячу лет даже в проекте не существовало. Название Россия в европейской и византийской литературе упоминалось очень давно, и Петр его не "придумал", а использовал.

И да! Читайте умные книги, развивайтесь, телевизор не смотрите. И в первую очередь это должно быть обращено сегодня именно к украинцам!

И начать чтение лучше всего с Гоголя, с Тараса Бульбы:

"Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!.."

http://politrussia.com/istoriya/kak-ukr … listy-382/


Та частъ Русского народа, кого жиды-рахдониды, они же сионисты-болъшевики - назначили украинци, это русские, коие снова оторваны и оболванены через жидобандеризацию!

Как всегда в этом содоме торчат свиные рыла : жидов-сионистов-педерастов-масонов-англосаксов.

Конечно же Киевская Русъ это выдуманное название Древнерусского государства, кстати!

Кстати Нас русских весъ мир называет _ Russe и никакими финоугорскими народами не считает, а страну Нашу называют Russia и увезде Мы руссы!

Так что жидобандеры поимели себя в интересное место, тупо разыгрывая карту кто руссы, а кто укры / с украми это полный пипец, над этим смеются все!

Укров увезде считают русскими, как даже триебалтов, молдаван, грузин и всех прочих из СССР.

Но нужно по агрессивнее отстаиватъ свою историю в Патриотическом воспитании, чтобы поганые жиды-сионисты, педерасты масоны, англосаксы не могли идейно разорватъ Русский Мир.

3

Князь Владимир. Факты и мифы о человеке, который ушел из жизни 1000 лет назад



http://i71.fastpic.ru/big/2015/0706/39/5c18876346c4a80a7febeb4c7985ab39.jpg


Несколько поколений русских историков звали его Владимиром Святым. Позднее из былин в ученые труды поднялось фольклорно-языческое "Красное Солнышко". Но во все времена суждения о Крестителе Руси не были однозначны. И как иначе, если он жил на тектоническом разломе двух эпох - языческой и христианской? Если начинал свой жизненный путь, как буйный языческий воитель, а закончил праведным христианином?

ГЕРОЙ БЫЛИН И БАЛЛАД
Добро, - сказал князь, когда выслушал он
Улики царьградского мниха, -
Тобою, отец, я теперь убежден,
Виновен, что мужем был стольких я жен,
Что жил и беспутно и лихо.
Что богом мне был то Перун, то Велес,
Что силою взял я Рогнеду,
Досель надо мною, знать, тешился бес,
Но мрак ты рассеял, и я в Херсонес
Креститься, в раскаянье, еду!

http://i72.fastpic.ru/big/2015/0706/f8/0d515a64bfd08858b5ddd317598bdbf8.jpg


Рубежность судьбы Владимира уловил много веков спустя граф Алексей Константинович Толстой в балладе "Песнь о походе Владимира на Корсунь". Его былинный образ привлек Пушкина в "Руслане и Людмиле". А в наши дни - кинематографистов, в том числе мультипликаторов. Но и на экране он очень разный. Вот трагический герой эпопеи "Князь Владимир" (2006 год). А вот - потешный псевдо-былинный "князь" из нашумевшего "богатырского цикла" мультфильмов.

Не оставляют Владимира вниманием и политики - причем, не только и не столько в России. Например, рожденная советскими учебниками "Киевская Русь" стала своеобразным фетишем для нового украинского мировидения. И Креститель, собравший вокруг стольного Киева русские земли, принесший сюда веру из Херсонеса, оказывается весьма подходящей фигурой для манипуляций...

Впрочем, втиснуть князя в сузившуюся национальную квартиру - занятие бессмысленное. Княжение Владимира - чрезвычайно важный этап в создании единого государственного прошлого русских, украинцев и белорусов. И каждый из трех народов хранит память о нем и в ученых трудах, и в народном предании. Это - наше общее. Но все-таки: где кончаются мифы и начинаются реальные (насколько их возможно разглядеть меж летописных строк) факты

Что знаем мы о Владимире из исторических источников?


http://i69.fastpic.ru/big/2015/0706/8c/84984dcf268f1b5022febba8b7bcd08c.jpg


УДАЛОЙ ВОИН И ГУЛЯКА

Его отец, великий князь русский Святослав Игоревич, не засиживался в стольном Киеве, проводя время в далеких военных походах. Мать, Малуша, была княжеской рабыней, ключницей княгини Ольги, первой христианки в династии Рюриковичей и матери Святослава. Но осуждая язычество Святослава, она оставалась его верной советчицей и правительницей Киева до самой своей смерти. Потому и растила Владимира, незаконнорожденного "робичича", наравне с другими внуками.

Святослав погиб в начале 972го года в сражении с печенегами, возвращаясь с неудачной войны. Но за три года до этого он разделил свои земли между сыновьями: старший Ярополк стал князем киевским, Олег получил землю древлян, а Владимира отправили в Новгород с дядей и воспитателем Добрыней. И после смерти отца начались междоусобные распри. Ярополк, убив Олега, присоединил к своим владениям Древлянскую землю. Не имея сил бороться с братом, Владимир бежал из Новгорода. Ярополк немедленно послал туда своих наместников. Однако в 977м году Владимир вернулся из-за Балтийского моря с наемными варягами. Новгородцы тут же перешли на его сторону...

В 978-м году северорусская рать двинулась на Киев. Голод вынудил Ярополка сдаться. Сам он был коварно убит.

Победу праздновал отважный воин и удалой гуляка - из песни слова не выкинешь. Тем более, из "Повести временных лет":

"Был же Владимир побежден похотью. Были у него жены: Рогнеда, которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от нее имел он четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода и двух дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини - Вышеслава, а еще от одной жены - Святослава и Мстислава, а от болгарыни - Бориса и Глеба, и наложниц было у него триста в Вышгороде, триста в Белгороде и двести в Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растлевая девиц. Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было семьсот жен и триста наложниц".

НОВОЯВЛЕННЫЙ ПОЛИТИК

К середине 980-х годов почти все восточнославянские земли были объединены Владимиром под прямой властью Киева. Таких успехов не добивался ни один русский князь. В столице он создал святилище пяти высших языческих богов во главе с Перуном. Возможно, языческая реформа должна была стать символом покорности южан новому незаконному князю. Но главным в этот период стал коренной поворот не в религии, а в политике.

В 985-м году Владимир разгромил волжских болгар. Но не стал по обыкновению облагать страну ненадежной данью, а заключил равноправный мир и вечный союз. Летопись свидетельствует, что решено было так по совету верного дяди и соратника Добрыни. Обойдя пленных он сказал: "Осмотрел колодников - все в сапогах. Этим дани нам не давать. Пойдем, поищем себе лапотников".

Странная как будто фраза означала смену всей политической линии Руси. На первый план выдвигались уже не полуразбойные набеги на соседние земли за разовой "данью". Задачей провозглашалось кропотливое собирание "лапотников" Восточной Европы - славян, балтов, финнов, - под властью киевского князя. Не разорение чужих государств, обычное для народов племенной эпохи, а строительство своего.

Совсем не случайно, что вскоре за этим последовало крещение Руси.
Готовы струги, паруса подняты,
Плывут к Херсонесу варяги,
Поморье, где южные рдеют цветы,
Червленые вскоре покрыли щиты
И с русскими вранами стяги.
И князь повещает корсунцам: "Я здесь!
Сдавайтесь, прошу вас смиренно,
Не то, не взыщите, собью вашу спесь
И город по камням размыкаю весь -
Креститься хочу неwпременно!"


http://i70.fastpic.ru/big/2015/0706/c3/17f2e4fcd0a633b978ed7cf24e3899c3.jpg


КРЕСТИТЕЛЬ РУСИ

В 987-988 годах. Владимир вел переговоры с Византией о своем крещении и браке с царевной Анной, обещая взамен предоставить императорам Василию и Константину военную помощь. Князь свое слово сдержал, а вот его визави коварно ушли от своих обязательств. Тогда Владимир и совершил поход на Херсонес, центр греческих владений в Крыму, захватил город и взял в жены Анну. Тогда ли он принял крещение или еще до похода - мнения историков расходятся.

Вернувшись в Киев, князь приказал разрушить возведенное им же капище с языческими идолами. Всем киевлянам было велено собраться у впадения в Днепр речки Почайны. Там греческие священники, прибывшие с Владимиром из Херсонеса, и крестили народ - прямо в речных водах...

Но насколько исторично летописное повествование, столь богатое на колоритные детали? Ведь "Повесть временных лет", наиболее известная летопись Древней Руси, создана только в начале XII века. За рядом событий, которые нам видятся действительной историей, летописцы искали Божью притчу, высший смысл. Владимир под их пером уподоблялся то библейскому патриарху Иакову, то праведному царю Соломону, то первому христианскому императору Константину, как бы повторяя на Руси их деяния.

И, конечно, нам, далеким потомкам, кажется не вполне возможным чудесное преображение грешника в праведника в столь короткий срок. Но попробуем критически проанализировать все, что нам известно о Владимире...
ВОПРОСЫ О ЛИЧНОМ...
ИСЦЕЛИЛСЯ ЛИ КНЯЗЬ КРЕЩЕНИЕМ ОТ СЛЕПОТЫ?

Вокруг Крещения неизбежно появлялись легенды и противоречивые версии. Даже место крещения Владимира указывают по-разному. По сведениям ряда источников, крестился он в Киеве в 988 году. Этот же год считается датой крещения Руси. Хотя, по мнению многих ученых, страна была крещена только в 989 году - именно тогда, по сведениям современного событиям византийского автора Льва Диакона, русы взяли Херсонес. Следовательно, не ранее этого года Владимир должен был замириться с Византией и жениться на Анне.

То, что с греками воевал он уже крещеным, подтверждает и другой современник - немецкий хронист Титмар Мерзебургский.

Но, по летописной легенде, в момент, когда Владимир завоевывал руку Анны, с ним приключилась внезапная болезнь - слепота. Приехавшая в Корсунь Анна в качестве исцеления посоветовала князю креститься. Владимир послушал и - исцелился.

О слепоте говорится во многих древнерусских источниках, сообщающих о крещении Владимира. Но имеется в виду душевная слепота, которая показывается читателям через физический недуг, якобы одолевший князя. Духовная слепота прошла после обретения Христа и осмысления веры - причем по совету Анны, по-библейски "доброй жены", обращающей мужа к добру и Богу. Благодаря ей Владимир становится христианином и мудрым правителем.
БЫЛ ЛИ ВЛАДИМИР СЛАСТОЛЮБИВ?

Владимиру приписывается 12 сыновей, причем из перечней в самой летописи это число не вполне очевидно. Более того, если у князя действительно (как сказано в той же летописи) были сотни наложниц, то детей, скорее всего, должно было оказаться больше. Между тем для летописца в данном случае была значима отнюдь не реальность, а та сакральная нагрузка, которая вкладывалась в число 12. Двенадцать детей великого князя - это двенадцать патриархов, от которых произойдут двенадцать колен христианского "нового Израиля", потомки великих князей русских.

И хотя нет оснований сомневаться в сластолюбии Владимира-язычника (об этом говорит и Титмар Мерзебургский в "Хронике", причем он отмечает, что отказался Владимир-христианин от порочной наклонности не сразу), для летописца главное не фактическая точность, а параллель с Соломоном. Тот тоже был сластолюбив, и это отвело его от Бога, - тогда как Владимир, напротив, пришел от блуда и язычества к Богу через "добрую жену", царевну Анну.
ЩЕДРО ЛИ КНЯЗЬ ПОДАВАЛ НИЩИМ?

Черты реальной личности иногда проступают там, где, на первый взгляд, идет речь о литературном образе, клише. В летописях и житиях особо прославляется Владимир за свои милостыни. О доступных всем пирах "ласкового князя Владимира" вспоминалось в былинах. Первый русский писатель, митрополит XI века Иларион, показывал Владимира щедрым и милостивым защитником всех страждущих. Более того, резко отзывавшийся о Владимире немецкий хронист-современник Титмар тоже говорит о нем как о нищелюбце и подателе милостыни. Это выглядит очень контрастно по отношению к предыдущим характеристикам Владимира как женолюбца и гонителя христиан.

Вообще повествование Титмара о Владимире наполнено контрастами. Как, надо думать, и подлинная жизнь князя.


http://i70.fastpic.ru/big/2015/0706/bf/3bf213c72be8d1c8b3190d92e45066bf.jpg



О ГОСУДАРСТВЕННОМ...
КРЕСТИЛ ЛИ КНЯЗЬ РУСЬ "ОГНЕМ И МЕЧОМ"?

Это одна из самых волнующих умы тема. Но ни один из древнейших источников - ни русских, ни иностранных, - не говорит об этом ни слова. Князь угрожал некрестившимся, что они "враги ему будут", - но, по всем данным, в крупных городах таковых и не нашлось. Для славянина-язычника князь был высшим авторитетом в религиозных делах. А то, что он безнаказанно уничтожил идолов, разрушило веру в могущество богов. Киевляне оплакивали сокрушенного Перуна, но крестились без всякого сопротивления и даже с радостью - по крайней мере, внешне. То же произошло и почти по всей остальной Руси.

Лишь в Новгороде, по очень позднему преданию, были столкновения. И новгородскому наместнику Добрыне будто бы пришлось применить силу. Но говорит об этом один-единственный источник - т.н. Иоакимовская летопись, сохранившаяся только в труде историка XVIII века В.Н. Татищева. Последний получил ее от своего свойственника архимандрита М. Борщова, которого настойчиво просил о какой-либо древней рукописи. Рукопись нашлась и ожидаемо "подтвердила" многие догадки Татищева о древнейшей истории Руси. В тексте много странностей и противоречий, а о монахе Вениамине, будто бы предоставившем рукопись Борщову, сам Татищев писал, что тот "токмо для закрытия вымышлен". Так что ко временам Владимира Иоакимовская летопись не восходит, и достоверным источником служить не может - даже если является компиляцией, а не чистой подделкой. О крещении же "огнем и мечом" всей Руси нет ни малейших свидетельств даже в Иоакимовской летописи.
ЧТО ПРИНЕСЛО ХРИСТИАНСТВО РУСИ?

Она вошла, как равноправная, в семью европейских христианских народов. На Руси распространялась славянская азбука. Переписывались первые книги - сначала копии славянского перевода Библии. На Русь были перенесены византийское каменное зодчество, иконопись. Христианство постепенно пронизывало всю нарождавшуюся русскую культуру.
О ГЛАВНОМ
КНЯЗЬ ВЛАДИМИР: ДНИ ПРАВДЫ ДОРОЖЕ ВОИНСТВЕННЫХ ДНЕЙ!

Великий князь русский Владимир Святославович умер 15 июля 1015 года. Уже ближайшие потомки единогласно признавали его заслуги в преобразовании Руси, оказавшиеся важнее и прошлых прегрешений, и политических просчетов. Именно трудами Владимира, продолжившего дело Ольги, Русь превратилась в подлинное государство. Она объединила под своей властью все восточнославянские племена, став одной из крупнейших и сильнейших держав Европы. Владимир же в итоге показал себя правителем доблестным на войне и мудрым в дни мира, заботящимся о благе всех подданных.

Листая страницы древних летописей и научных трудов, часто затрудняешься понять: как тот или иной правитель становится героем большой Истории? Нет-нет и возникнет ощущение: те, кого мы ныне считаем героями, для своей эпохи были едва ли не злодеями. Но верно и другое - те, кого древность избрала в герои и святые, были детьми своих суровых веков. И современники в их заслугах не сомневались. Это наш рафинированный взгляд бурные и жестокие страсти минувших тысячелетий могут ужаснуть до потери зрения. До потери различать главное.

Русский народ запомнил князя Владимира в своих былинах как "Владимира Красное Солнышко", хозяина блестящего богатырского двора. Русская православная церковь в XIII веке причислила Владимира, Крестителя Руси, к лику святых.
Как сон, вся минувшая жизнь пронеслась,
Почуялась правда Господня,
И брызнули слезы впервые из глаз,
И мнится Владимиру: в первый он раз
Свой город увидел сегодня.
Народ, издалека их поезд узнав,
Столпился на берег - и много,
Скитавшихся робко без крова и прав,
Пришло христиан из пещер и дубрав,
И славят Спасителя Бога.
И пал на дружину Владимира взор:
"Вам, други, доселе со мною
Стяжали победы лишь меч да топор,
Но время настало, и мы с этих пор
Сильны еще силой иною!
Что смутно в душе мне сказалось моей,
То ясно вы ныне познайте:
Дни правды дороже воинственных дней!
Гребите же, други, гребите сильней,
На весла дружней налегайте!"
Вскипела, под полозом пенясь, вода,
Отхлынув, о берег забила,
Стянулася быстро ладей череда,
Передние в пристань вбежали суда,
И с шумом упали ветрила.
И на берег вышел, душой возрожден,
Владимир для новой державы,
И в Русь милосердия внес он закон -
- Дела стародавних, далеких времен,
Преданья невянущей славы!

Мало кто усомнится сегодня, что тысячелетие со дня кончины Равноапостольного князя Владимира Святославовича - отличный повод установить ему в Москве памятник. В самом деле, не ждать же еще тысячу лет. А если мыслить половинными, пятисотыми годовщинами - так в 1515 году было как-то не до памятников.

Вялотекущая русско-литовская война никак не кончалась, Герберштейн примирить стороны не мог, тем более что и тевтоны, и поляки лезли в дело, и чьим останется Смоленск, было неведомо.

Нынешний момент куда удачнее. Князь, почивший в 1015 году, в синодиках верующих - святой, а в народных байках, былинах и сказах - веселый, щедрый, ласковый, вечно пирующий, гостеприимный хозяин. Богатыри совершают подвиги, а в финале бывают вознаграждены, да так, что в памяти народа князь Владимир Святославович существует именно - как Красно Солнышко. Да такое, что за тысячу лет не погасло, и надо надеяться, не погаснет уже никогда... пока существует Россия.

И мы в ней.
ПОРТРЕТЫ

Хотя надо сказать, что за тысячу лет веселая эта фигура накопила самые невероятные облики. К началу Двадцатого века историки собрали коллекцию портретов: то перед нами нечто мифологическое, чуть не с древнеперсидским отсветом, то нечто воинственное, опасное, нависающее - на манер варяжский... а то - нечто отечественное, круто-властное - эдакое предчувствие Грозного...

Начало Двадцать Первого от этих парсун отшатывается: хочется понять, что же на самом деле представлял собой властитель, монумент которого вознесется над Москвой.

Конечно, непросто тысячу лет спустя решить, что в облике князя было "на самом деле", а что домыслено мемуаристами, летописцами и вдохновенными творцами легенд. Но во всяком домысле спрятана объективная необходимость, которая домыслом и выявляется. Я отдаю себе отчет, что дошедшие до нас сюжеты потому и дошли, что отвечают запросам нашего духа, и если я верю в эти эпизоды, то именно потому, что этого просит сегодня моя душа.
СЮЖЕТЫ

Первый такой сюжет - матримониально-эротический. У князя было пять жен (нынешние ценители брака с этим, наверное, примирятся) и еще 500 наложниц (нынешние гуляки, наверное, сдохнут от зависти). Но кто мог высчитать, кого уестествил князь в молодые годы?

Дело не в этом, не в фактуре, канувшей в забвенье, - дело в том, как все-таки примирить того сластолюбца и этого хозяина пира, который сидит рядом с законной своей Апраксиевной. А чтобы примирить того и этого, надо, пожалуй, еще вспомнить, как добывал князь себе законную Анну, византийскую царевну, - обещая за нее грекам военную помощь. Греки князя обманули, тогда он захватил Херсонес (центр греческих владений в Крыму) и получил-таки суженую.

Нашлись стихотворцы, извлекшие из этого эпизода "херсонский" пряник пополам с отравой: то ли ты крестишь тех, кто хочет окреститься, то ли ты крестишь насильно:

"Сдавайтесь, прошу вас смиренно,

Не то, не взыщите, собью вашу спесь

И город по камням размыкаю весь -

Креститься хочу непременно!"

Как примиряются такие эпизоды в судьбе личности? Безудержная агрессивность и безудержное смирение?

Дикость и цивилизация переглядываются на переломе эпох?

Другой знаменитый сюжет, обильно комментируемый пересказчиками: диспут князя с вероучителями, призванными выбрать для Руси правильную веру. Их, собственно, и звать не надо: и иудеи исправно торгуют в Киевской Руси, и болгары исламизированные под боком, а о Риме католическом и говорить нечего - уж он-то воистину нависает... И диспуты, подобные корсунскому, обычное дело: многовекторная религиозность бороздит языческое Приднепровье... Так зачем искать Владимиру общую новую веру? Скомпенсировать запалы похоти, смирить буйство младых лет?

В какой-то степени - да.

Но, я думаю, главное в диспутах не это. Главное - государственное геополитическое чутье, которым наделен князь Владимир.
ГРАНИЦЫ

Он чует: на этом евразийском безграничье может удержаться только мощная, великая, грандиозная держава. Так и вышло: не сплотили ее хазары - сплотили ордынцы, а отступились ордынцы - удержали русские.

Интуитивно чуя задачу, славянский князь приглядывается к вероучителям, прикидывает, какая идея сможет объединить эти гуляющие по безграничью племена. Это и выпытывает, хотя в доводах то и дело отделывается шутками.

Вопрос к иудеям: где родина? (Знает же, что у них не родина, а галут, тотальное скитанье.) С мусульманами, чуя масштабность задачи, отшучивается, кидая соотчичам упоительный завет: "Веселье Руси есть пити", веселье трезвенья оставляет исламу. Греция - ничем не угрожает. С православием контакты - реальны. Хотя есть древний соблазн: пограбить Царьград...

И получили мы в конце концов Православную Державу - от финских хладных скал до пламенной Колхиды. А не исполни этот завет мы - исполнили бы другие. В тех же масштабах. И такой же ценой, как сказал бы Лев Гумилев.

А еще помог делу поразительный нюанс: обувной.
ЛАПОТНИКИ

Воспитатель и соратник князя Добрыня после очередного победоносного их похода к соседям, осматривая захваченных пленников, усек, что они все в сапогах! В историю мгновенно вошла еще одна непревзойденная фраза: "Поищем себе лапотников!" Это значило, что нужны не разбойные набеги на соседей, а кропотливое собирание усилий миллионов простых тружеников.

Лапотники не подвели. Скинув сапоги, они дошли до "двух великих океанов" и создали Российскую Державу.

Вот она и стоит вторую тысячу лет. Ей есть что помянуть: и славного, и горького, и извне павшего на нее, и изнутри рвавшего души. Красные Звезды могут многое добавить Красну Солнышку.

Держава хранит память о тех славянах, еще не распавшихся, - они дали стране почву, общий язык, общую судьбу. Это мне дорого. Это наше общее. Там мы вместе.

Пусть каждый увидит свое в памятнике над Москвой.


http://www.rg.ru/2015/07/04/rodina-krasnosolnyshko.html



apbb.ru